Пушкинская Татьяна с детства меня преследовала. Отрывок из злополучного письма на конкурс чтецов, костюм на утреннике, вторая речь Татьяны - и мое первое объяснение в не-любви... Я старательно интонировала фразы, таскала тяжелое старинное платье, старалась не заплакать на последних строчках и не понимала, искренне не понимала, как Татьяна вообще ухитрилась пролезть в героини, тем более - в пушкинские героини, в душу к человеку умному, ехидному и пошлости не приемлющему.
Первая ли она, с "тоской любви"? Тысячи таких, тьмы и тьмы. Обычная провинциальная девочка, простая и тихая, придумала себе красивую сказку, подогнала под нее человека, разочаровалась.
Вот. Именно здесь, как мне кажется, разгадка и есть. Фишка - в слове "разочаровалась".
Сила Татьяны, ее внутренний подвиг в том, что она видит и любит(!) человека без романтического флера. Не Онегина - "героя своего романа", не даже Онегина-молодого-столичного-повесу, "прожигателя жизни, представителя потерянного поколения с претензией на интеллектуальность", а обыкновенного Евгения, который сначала ее не понял ни разу и отговорился обычным порядком: я-де вас недостоин, еще и мораль не преминул прочитать: "к беде неопытность ведет", затем впутался в нелепую дуэль и надолго исчез из ее жизни, а потом появился вновь - как чертик из коробочки - и влюбился даже не в саму Татьяну, возможно, а в ее светскую оболочку, в недоступность и сдержанность а то и в то - чем черт не шутит? - что ее "позор теперь бы всем был замечен". И этого-то, именно этого Онегина... но ведь это немыслимо?
У Татьяны хватило сил сохранить свою любовь после ряда разочарований. Она к концу романа вышла в героини - а Евгений из героев вышел. Пушкин дает нам, по сути, две линии поведения, два развития событий после краха иллюзий, и оба сплошь и рядом встречаются в жизни. Но жизнеспособен из них только один.